В рамках выступления на ПМЭФ глава Минфина Российской Федерации Антон Силуанов выступил с предложением обязать чиновников пересесть с премиум-авто зарубежного производства на нашу отечественную «Ладу», идя по стопам скандально известного Бориса Немцова. Но обращаясь к инициативе политика 25-летней давности, возникает вопрос: а почему не Волга? Автомобили «Лада» хоть и достигли современного уровня комфортабельности, дизайна и безопасности, но… Это машины не представительского класса. А «Волга» за всю историю своего существования до 90-х была тем самым автомобилем, который подчёркивал статус, так необходимый в имиджевой составляющей политика.
На этот вопрос нам ответил автоэксперт и юрист Александр Дейч:
– Эпоха «Волги» подошла к своему окончательному завершению в 2009 году, когда с конвейера сошла последняя «баржа». Но в том же 2009-м автоконцерн ГАЗ презентовал нам новый проект Volga Siber. Я в своё время являлся владельцем этого седана. Автомобиль был просто отличный, гордость брала за страну, что она производит продукцию такого уровня. Но, к сожалению, проект был слишком уж авантюрный – ГАЗ закупил в США за огромные деньги производственную линию, адаптировал Chrysler Sebring под российские реалии, и начал собирать эти авто, часть деталей для которых производилось на мощностях иностранных производств. Стоимость у авто была такой, что люди выбирали проверенный иностранный продукт, не желая рисковать, доверяя столь смелой попытке отечественного автопрома сделать шаг вперёд. В результате из-за маркетинговых и технических недоработок смелая авантюра в течение года-двух провалилась. Хотя, в качестве даты окончания выпуска «Волги», я думаю правильно считать именно 2009 год, т.к. «Сайбер» – это скорее иностранный автомобиль собранный на территории РФ.
Полагаю, что с «Волгой» покончено уже навсегда, и она канула в лету и стала историей нашего автопрома, пусть и громогласной. Экономически это проект необоснованный: нет ни концепции, ни кузовов, даже линий для производства – ничего нет. Завод ГАЗ уже давно собирает на базе своих цехов иностранные авто и линейку рабочих автомобилей «Газель», в которых Россия и ближнее зарубежье как нуждалось, так и нуждается.
На ход игры могут очень сильно повлиять китайские инвесторы. Но как это будет? Скорее всего, они возведут на нашей территории завод, предоставят новые проекты и начнут их сборку. И даже, если они купят бренд «Волга» у «ГАЗ» – «Волгой» это будет очень и очень номинально.
Очень жаль, но мы в нашем автопроме потеряли многое, и много воды утекло! И чтобы эту ситуацию исправить, нужен не один десяток лет.