Лыжи на асфальте. Нижегородское первенство и особенности спорта

Если ещё недавно лыжи на асфальте были фантазией, неприличным четверостишием и элементом подготовки спортсменов в тёплое время года, то уже сейчас – это самостоятельный вид спорта. Всё меняется – всё течёт.

Для многих жителей Нижнего Новгорода стало немалым удивлением, что именно в их городе проходит первый этап Кубка России в столь непривычной дисциплине. И там помимо прочего был сам Артём Мальцев – нижегородец, участвовавший в Олимпийских играх. И не просто посетил, а был на асфальтовой лыжне.

Все звёзды – здесь!

Артём Мальцев был всего в одном шаге от пьедестала чемпионов. На Олимпиаде в Пекине ему досталось лишь 4-е место, после чего спортсмен оказался вне поля зрения общественности и СМИ. Спортсмен активно избегал обсуждения своих результатов, да и спортивные санкции огорчали спортсмена не меньше, чем собственно результат.

Но глядя на Артёма, который приехал на мероприятие, можно сделать вывод – от былой депрессии не осталось и следа. Он радостно общался с поклонниками, раздавал автографы, делал селфи и очень много шутил и улыбался. Бывший чемпион мира был также в компании почётных гостей: Александра Легкова, олимпийского чемпиона по лыжным гонкам, и Николая Круглова-младшего, призёра Белой олимпиады в биатлонной эстафете.

Но в отличии от последних двух, которые уже поставили точку в своей карьере, Артём Мальцев помимо общения с поклонниками также принял участие в звёздной эстафете. Главным визави Артёма был Игорь Глушков, многократный чемпион мира, титулам и регалиям в лыжном спорте которого может позавидовать любой спортсмен. Но к удивлению собравшихся, Артём смог обойти своего именитого оппонента.

Но Игорь Глушков дал журналистам на этот счёт витиеватый и двусмысленный ответ, который заставил задуматься – а не поддавался ли Игорь Артёму?

«Это же в первую очередь был не забег на первенство, а своеобразное дружеское пари. Мы договорились что каждый покажет свою технику, которая в лыжном спорте и лыжероллерах разнится. Мне радостно от того, что победил именно Артём, одержал первенство на глазах у своих восторженных земляков. В Нижнем Новгороде лыжники очень часто показывали хорошие результат и на асфальте. К примеру, тот же Мальцев и Седов. И я надеюсь, что кто-то вдохновится победой Артёма и заинтересуется данной дисциплиной».

Нижний Новгород имеет большую лыжную историю.

Воспоминания Игоря Глушкова имеют под собой основания, ведь нижегородцы долгое время не сходили с передовиц СМИ в материалах о лыжном спорте. Конец нулевых был золотым временем, когда нижегородская команда была крайне сильна, и высокую планку в ней ставил Владимир Федулов. Он был силён в классических лыжах, а в лыжах на асфальте он неоднократно становился чемпионом и обладателем Кубка мира.

Мария Козекаева, Сергей Лукин, Ольга Серова, Иван Селезнёв, Антон Будылов, Никита Лебедев: эти имена имели громкую славу на Олимпе лыжных гонок.

Ранее упомянутый Никита Лебедев, обладатель множества Кубков мира среди юниоров, сейчас является тренером в областной сборной. На этап Кубка России тренер привёз 15 спортсменов из Нижегородской области, и без медалей некоторые из них не остались.

«В Нижегородской области традиции лыжероллеров развиты на высоком уровне. «Старшее поколение делает всё возможное, чтобы передать свой опыт и знания младшему», – говорит Лебедев. – У нас был ряд трудностей в своё время, когда финансирование выделялось по большей части на зимние лыжи, а летним практически осталось без внимания. Но уже сейчас заметны определённые изменения, и кажется это момент перелома. Начинают появляться тяжёлые роллеры, у которых выше скорость и техника куда больше похожа скорее на классические лыжи. Эти особенности всё больше вызывают интерес у представителей зимнего лыжного спорта и расширяет горизонты дисциплины. И, возможно, не за горами тот день, когда одни и те же спортсмены-лыжники будут соревноваться друг с другом: и летом, и зимой».

Новая «Формула-1»

Лыжероллеристы испытывают всё те же проблемы, что и представители других спортивных дисциплин, а в чём-то даже больше. Санкции не пощадили и их, из-за чего доступ на международные турниры им, как и остальным, закрыт. А руль турниров переоценить невозможно, они – основа мотивации, оттачивания навыков и в целом спортивного развития. Без них становится затруднительным поддержание формы. Но ещё есть проблема, относящаяся к разряду технических, роликовое лыжное оборудование раньше полностью закупалось в странах, которые объявили санкции России. Но тренеры спешат нас успокоить, несколько сезонов у нас точно есть, ведь покупалось всё с запасом, да и отечественные мастера изучают вопрос, чтобы начать самостоятельное изготовление всего необходимого.

На международные турниры

«На соревнованиях по лыжным гонкам можно часто услышать негодование спортсменов на тему некачественного снаряжения: то оборудование прошло плохое ТО, то подшипники подвели и т.д. При всей простоте конструкции, она требует ювелирного исполнения. Тут влияет качество всего и сразу, каждой детали, каждого крепления, материала из которого они изготовлены, точность размера до миллиметра. Зарубежные производители в этом вопросе превзошли нас ощутимо, это факт. Но мы во обязательно догоним их! Уже сейчас есть отдельные мастера, которые справляются с поставленной задачей ничуть не хуже. В частности, мастер из города Дзержинска, что в Нижегородской области. За их услугами обращаются наши спортсмены. Конечно, мастеров всё также недостаточно, но над решением этого вопроса работают, и я уверен, что уже скоро от проблемы не останется и намёка».

Но санкции в данном виде спорта никак не могут повлиять на одну важную его составляющую – площадки для гонок. У нас их масса – всё дорожное полотно России. Для того чтобы сделать трассу необходимо лишь выбрать гладкий участок асфальтовой дороги и на время перекрыть его.

«Неспроста лыжероллеров сравнивают с Формулой-1, – заявляет вице-президент Федерации лыжных гонок Нижегородской области Игорь Мальцев. – И тем, и другим нужен асфальт для соревнования. Можно выбрать как идеально прямой участок, так и со склонами. Нижний Новгород предоставляет нам ландшафты для любого забега, они тут в изобилии. Выглядит это очень зрелищно, особенно двухсотметровый забег, когда эмоции, адреналин и позитив зашкаливают – очень схоже с заездом гоночных болидов».

Невиданные просторы для состязаний и необходимость в «своём уголке».

Асфальт в Нижнем Новгороде по заверениям спортсменов заслуживает самых высоких оценок, о чём они заявили на этапе Кубка России, что проходил в городе. Ссадины, ушибы, синяки, сбитые колени – всё это, конечно, было. Но нужно понимать, что издержки есть в любом спорте, и это не страшно, ведь голова надёжно защищена шлемом.

Многократная чемпионка России и обладательница золота на этапе Кубка России Летучева Ольга отметила: «Дорога, что окружает нижегородский стадиона, достойна высочайших похвал. Ровная и без выбоин, но у неё была одна особенность – она слегка зернистая. А это очень хорошо чувствуется, когда ты на колёсах, ведь появляется своего рода дребезжание и вибрация. Непривычное ощущение, но тем слаще вкус победы».

Довольны остались как спортсмены и зрители, так и организаторы мероприятия. И они не исключают такую возможность, что первенство станет доброй традицией в Приволжье и будет проводиться ежегодно, как раз накануне дня России.

Но Федерация лыжных гонок России глубоко убеждена, что для того чтобы устроить турнир необязательно ждать целый год. Спортсмены итак оказались в ситуации, где количество турниров для них урезано. Южную часть России пока не берут во внимание для проведения соревнований из-за непосредственной близости к ныне неспокойной Украине, а вот по всей остальной её территории идёт активный поиск мест для проведения состязаний, что активно поддерживается на всех правительственных уровнях.

«Ничто не может быть такой эффективной рекламой лыжных роликов, как регулярные турниры, –небезосновательно подмечает Никита Лебедев, – Но спортсмены должны где-то регулярно тренироваться. На данный момент мы тренируемся, где это только возможно – велодорожки, скверы и т.д. Но это не выход, а временная мера. У нас в стране есть лыжероллерские трассы, которые требуют лишь небольшого ремонта и постановки на учёт. Мы очень ждём, когда у наших спортсменов появится своё пространство для занятий, безопасное как для них, так и для окружающих».