На ПМЭФ Глава Минфина Российской Федерации Антон Силуанов выступил с революционным предложением заменить служебные автомобили чиновников зарубежных брендов на отечественную «Ладу». По его мнению, это будет решительным шагом в продвижении отечественной автомобильной продукции.
Но считать инициативу именно революционной не совсем справедливо. Четверть века назад ныне покойный первый вице-премьер тех лет Борис Немцов уже выступал с подобным предложением, и его в своё время реализовывали на практике, только на тот момент это был другой автомобильный бренд – «Волга». Как это было? Чем это закончилось? Вспомним вместе в рамках данного материала.
Начало «нешуточных» перемен
Распоряжение президента Б.Н. Ельцина «О вопросах обеспечения автотранспортом федеральных органов власти» вступило в силу 1 апреля 1997 года и воспринялся общественностью не иначе, как грубая ирония в день смеха от власть предержащих. Но шуткой это не было, а сам указ предписывал сменить любимые политиками немецкие марки автомобилей на нашу отечественную «Волгу», которая к концу девяностых всё ещё не исчерпала свой образ отечественного авто премиум-класса. В течение двух недель нужно было положить на утверждение Борису Николаевичу готовый план и механизмы замены иномарок на отечественные автомобили.
Мотивация была примерно такая же, как и у господина Силуанова – поднять российское автопроизводство путём крупного госзаказа. Эти средства автоконцерн мог потратить на модернизацию, совершенствование производства и по мнению Бориса Немцова вывести на иной уровень на тот момент изрядно уступающие по функционалу и комфортабельности на рынке наши авто.
Уже позже, к тому моменту оппозиционер и критик власти – Немцов объяснял свои мотивы прозрачнее. По его убеждению – обычные граждане РФ не обязаны оплачивать столь дорогой на тот момент представительский класс автомобилей для чиновников и видел в этом моменте некую неопределённость. Ведь как можно поддержать отечественное, если первые люди страны выбирают совсем не его?
Идея погибла также быстро, как и родилась
Борис Немцов один из немногих, кто выполнил указ. Он первый пересел на «Волгу», но там ситуация была неоднозначна – по слухам «Волгой» она была лишь номинально, один кузов, а электроника, механика и мотор полностью были от концерна «Мерседес», которые делались по спецзаказу лично для него. И, невзирая на это, он всё равно жаловался, что из-за собственной же инициативы он попадает на заседания гораздо позже своих коллег, которые так и продолжили передвигаться на «немцах».
Собственному распоряжению не последовал и на тот момент президент РФ Борис Николаевич Ельцин. При полной вербальной поддержки решения в аппарате президента обосновали отказ от «Волги» – её несоответствием требованиям безопасности к кортежу президента. Чего ждать от чиновников пониже, если сам президент игнорирует указ? Естественно, они также его проигнорировали, практически в полном составе. А закончилось это тем, что в апреле 1999 года, практически на исходе своего президентства, Ельцин отменил своё собственное распоряжение.
Послесловие
Вот так идея пересадить чиновников на отечественную автопродукцию погибла так и не успев родиться. А сам автоконцерн ГАЗ отказался от «Волги» в классическом виде ещё в далёком 2009 году. Был смелый и прогрессивный проект Volga Siber, но из-за кризиса производства прожил он всего пару лет, после чего был закрыт, а «Горьковский» уделил всё своё внимание линейке «Газель», которая служит людям в рабочих целях.